В поселке Заокский открылся музей издательства «Источник жизни»
«Свет! Всегда свет! Повсюду свет!
В нем нуждаются все. Он содержится в книге»
В. Гюго.
Музей издательства «Источник жизни» 18 мая 2012 года открылся в поселке Заокском, Тульской области. Как выглядели первые печатные издания, какие были сумки у литературных евангелистов, как эволюционировали печатные машинки, какие книги выпускало издательство «Источник жизни» – все это можно посмотреть в новом музее.
Золотые музыкальные инструменты духового оркестра искрились на солнце, а их хозяева в белых рубашках красовались на щедрой синеве неба. По сторонам входа двойные ряды гостей, они в ожидании. Первый при входе, как страж, – директор издательства Лев Бондарчук с приветственной речью. Грянул оркестр, распахнулись двери, и все мы уже наверху, в том зале, где будет открытие музея. Гости в сборе. Ждем. И что-то близится, что-то, должно быть, сейчас будет, потому что на лицах, подобием волны, волнение, в тусклых глазах – трепет, точно от быстро проносимых свечей. Павел Либеранский (директор издательского служения) рассказывает о совершенных подвигах, о пионерах издательского служения. Старики, старики, старики – ни лба без рытвин. Живой урок истории: вот что время делает с человеком, вот что человек делает со временем. Но я об этом, по молодости лет, не думаю, я только чувствую. Держу на белом подносе ножницы и вижу, как их берут трудолюбивые руки. Еще минутка – и по мановению ножниц больше не преграждает дорогу красная лента, отделявшая присутствующих от пожелтевших страниц, потрепанных книг и прочих переживших нелегкие времена экспонатов. Под бурные аплодисменты бодрым ровным шагом с радостным выражением больших глаз, вот-вот готовых рассмеяться, переступили порог «отцы».
Старость, в ее главной примете: обесцвеченность, но вся эта старость залита ярким светом: чем старее – тем ярче, чем дряхлее – тем блистательнее. И еще одно разительное противоречие: между новизной здания – и бесконечной ветхостью экспонатов, между новыми столами – и бесконечной изношенностью лежащих на них книгах, печатных машинок и других предметов. Смело скажу, что старые книги в тот первый день музейного бытия казались живее, не только казались, но – были, ибо каждую из них, с живой заботой и любовью собственноручно делали те самые простые трудолюбивые руки. Настоящий музей, во всем холоде этого слова, был не вокруг, а в них. А еще он был и всегда будет в сердцах тех, кто создавал эту историю.
Краткая история книгопечатания
Книга не взялась из ниоткуда, она прошла свой период развития и усовершенствования.
Сама книга появилась в виде свитков листов папируса, подклеенных один к другому, в древнем Египте (1 ст. до н. э.). На смену папируса пришел пергамент, который оказался более грубым, но в то же время прочным и дешевым.
Бумагу Европе дали арабы. Это был дешевый писчий материал, что потянуло за собой доступность книг для населения среднего достатка. Вот она – благоприятная почва для появления ручного печатного станка. Первая печатная книга появилась в 1454 г. в Майнце. Хотя тенденция вела к постоянному снижению стоимости книг, но позволить ее могли только зажиточные буржуа.
В период Просвещения на полную мощь распространялась идея «книги в массы». Поэтому за каких-то два десятилетия (1800–1820 гг.) полностью изменилось книгопечатание – появление металлического печатного станка, скоропечатной машины с цилиндром и ножным приводом, паровой машины. Книга постепенно проникает во все слои населения и становится распространителем идей, руководством к действию. Прошло еще время – и вот мы уже не мыслим без книги своего существования.
«Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые» (В. Г. Белинский).
Юлианна Обухова
PR-менеджер издательства «Источник жизни»


